Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области С 11 октября на сайте  
новое приложение к журналу
 

ПЕРСПЕКТИВЫ. Дороги, мосты, тоннели  

№ 96 сентябрь 2007
Управление инвестиций сообщает
новости фирм
информация об издании
подписка на журнал
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение


 
Другие наши издания:



Фасады обычные и охраняемые
Проблемы качества при ремонте и реставрации

Петербургские фасады ремонтируют те организации, которые берутся это делать за наименьшую цену.
В итоге нередко страдает качество.
Охраняемым фасадам повезло больше, работать на этих объектах смогут только профессиональные реставраторы.

По инициативе Ассоциации фасадных предприятий Петербурга 11 июля 2007 года состоялся круглый стол, посвященный обеспечению качества работ при выполнении городской программы ремонта и реставрации фасадов. Это уже второе мероприятие, которое проводит АФП по этой теме.
Итоги конкурсов, проведенных в этом году в рамках государственного заказа по программе «Фасады Петербурга», выявили использование целым рядом компаний ценового демпинга. Победители тендеров снижали цену на 40–70% от первоначальной стоимости контракта. У профессиональных компаний, давно работающих на этом рынке, причем работающих в правовом поле, сразу же возникли вопросы по качеству фасадов, отремонтированных в таких условиях.

Федеральное законодательство запретило предъявлять квалификационные требования к подрядным организациям при проведении конкурсов.

Таким образом, участвовать в тендере и победить может любая компания, предложившая наименьшую цену. Даже если эта компания ранее не занималась ни фасадными, ни какими-либо другими ремонтными и строительными работами.
Однако к зданиям, являющимся памятниками истории и культуры и находящимся под охраной государства, разрешен несколько иной подход. В этих и только в этих случаях может применяться механизм квалификации претендентов на подрядные работы. Это относится и к охраняемым фасадам.

Возвращение квалификации

– Мы четко дифференцируем фасады в зависимости от их статуса, – заявил начальник методического обеспечения государственных закупок комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга (КЭРППиТ) Алексей Бекташев.

– Различается организация торгов на фасады, которые относятся к категории «охраняемые объекты истории и культуры» и на фасады, которые не обладают этим правовым статусом. Если с 1 января 2006 г. федеральное законодательство запретило проводить квалификационный отбор участников торгов, то согласно изменениям, вступившим в силу с весны этого года, при проведении работ на охраняемых объектах разрешено учитывать квалификацию участников.

Таким образом, простые и охраняемые фасады оказались в неравном положении. Это неравенство еще больше усилится с 1 января 2008 года, когда весь капитальный ремонт перейдет на аукционную форму размещения государственного заказа. Единственным критерием при выборе подрядчиков для простых фасадов будет цена. А фасады в зданиях-памятниках останутся на конкурсном размещении с учетом квалификации.
Для охраняемых, так называемых «гиоповских», объектов мы уже начали проводить первые экспериментальные конкурсы с учетом квалификации. Апробирована эта модель была как раз на фасадных проектах.
Мы с коллегами из КГИОП работали несколько месяцев, чтобы создать модель квалификации, которая была бы достаточно прозрачной, понятной и учитывала специфику реставрационного рынка. Разработанная модель предусматривает, что на охраняемых фасадах могут работать только реставрационные организации, к тому же имеющие опыт выполнения таких заказов. Эти организации должны обладать соответствующими финансовыми, материально-техническими и людскими ресурсами.

Фасады центра Петербурга, где каждое здание – это уникальный памятник, не могут быть предметом каких-то экспериментов подрядчиков, не обладающих достаточным опытом и квалификацией.

Создавая модель квалификации, мы учитывали все негативные явления, которые присутствуют на обычных неохраняемых фасадах.
В результате экспериментальные торги прошли на очень высоком уровне. На данные конкурсы пришли реставрационные организации, имеющие прекрасную репутацию, хорошо известные в Петербурге, которым мы можем доверить бесценные памятники петербургской архитектуры.
Если же окажется, что, введя квалификацию и таким образом отрегулировав рынок в пользу реставрационных организаций, мы не получим ненадлежащего качества работ, то в следующем году этот механизм будет пересмотрен.
То есть, если механизм квалификации будет неэффективен, правительство города изберет другие способы размещения госзаказа.

Другие механизмы воздействия

Участники круглого стола отметили, что помимо квалификации существуют и другие механизмы воздействия на подрядчиков с целью обеспечения полноты и качества выполняемых работ.
Важным моментом в деле борьбы за качество является технический надзор за подрядчиком со стороны государственного заказчика. За нарушение сроков выполнения контракта, за некачественное выполнение работ и т. д. государственный заказчик может применить к подрядчику гражданско-правовые санкции.

Закон дает возможность госзаказчику устанавливать обеспечение исполнения обязательств по контракту в размере до 30% от его стоимости.
При этом подрядчик может выбрать любую из трех возможных форм обеспечения контракта: залог, банковскую гарантию или договор страхования. По данным КЭРППиТ, в Петербурге в 90% случаев подрядчики используют страхование. Механизм обеспечения контрактов по замыслу федеральных властей должен заменить квалификационные требования.

Не в последнюю очередь качество работ зависит от правильного расчета начальной цены контракта. С 1 сентября 2007 г. в Петербурге торги будут проводиться исключительно по сметам государственных заказчиков. Сейчас большинство тендеров проводится на основании описей работ, которые создают заказчики. На основании этих описей подрядчики формируют свои сметы.

К сожалению, сметы, составленные подрядчиками, зачастую вызывают обоснованные сомнения: у одних фигурируют дешевые стройматериалы непонятного происхождения, другие вообще предлагают выполнить работы бесплатно. Желая получить контракт, компании идут на всевозможные ухищрения и игры с ценами – в итоге объект делается кое-как.
В комитете экономики принято решение отказывать в допуске на участие в конкурсе организациям, если они заявляют цены на стройматериалы ниже, чем в сборнике цен. Возможно, будет регламентироваться и минимальная цена государственного заказа, в которую будет, например, закладываться минимальная зарплата.

С мая введен реестр недобросовестных поставщиков. Но, как утверждают сами заказчики, внести в него проштрафившуюся компанию не так-то просто. Большие усилия требуются, чтобы применить санкции к нерадивому подрядчику и тем более разорвать с ним контракт. По мнению председателя Совета Союза реставраторов СПб Нины Шагиной, необходим не просто контроль за качеством работ, а процессный подход к этой проблеме, включающий разработку профстандартов и соблюдение морально-этических норм.

Заказчик ищет помощников

– За качеством реставрационных работ должны следить не только заказчики, но и профессиональные общественные организации, – считает директор СПбГУ «Дирекция Заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» Игорь Гришин.

– С принятием закона о саморегулируемых организациях роль общественных структур в становлении и регулировании реставрационного рынка будет возрастать. Именно в рамках СРО должны быть выработаны механизмы, позволяющие достойным организациям расти, а недостойным – исправлять свои ошибки. Это в полной мере относится и к союзам реставраторов Северо-Запада и Санкт-Петербурга.
Кроме того, в КГИОП принято решение о создании межведомственной комиссии, которая будет иметь право вхождения на любые объекты с составлением протоколов. По результатам этой комиссии будут делаться соответствующие оргвыводы.

Считаю правильным решение выделить реставрационные работы в отдельный подвид и установить по ним особые условия проведения тендеров. Общие правила, которые действуют в строительстве, должны применяться в реставрации с определенными корректировками.

Третий год подряд растет финансирование реставрационных работ. Увеличивается и количество реставрационных фирм, но число истинных реставраторов, носителей опыта питерской школы остается недостаточным. К сожалению, не все организации могут справиться с теми задачами, которые сейчас возникли. Я как заказчик не собираюсь рисковать и брать на ответственные объекты неизвестную организацию. Но, вводя квалификацию претендентов для работы на объектах-памятниках, мы не должны закрывать реставрационный рынок.

Любая начинающая профессиональная организация должна видеть перспективы роста.

Наталья Соколова


Реклама на сайте

Новости

подписка на новости сайта

 


поиск по сайту

 









© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна