Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Новости фирм Выставки Управление инвестиций Об издании Подписка на журнал Новости сайта
№ 83 февраль 2006
подписка на новости сайта
 
инвестиции
лидеры строительного рынка
районы Петербурга
тендеры
крупные строительные объекты
каталог строительных объектов
информационные статьи
Дороги, мосты, тоннели
Энергосбережение
поиск по сайту  
 

Другие наши издания:

ПЛАН МАКРОУРОВНЯ
Реализация Генплана – эволюционный процесс

С 3 января 2006 года Санкт-Петербург развивается по новому Генеральному плану.
До сих пор не утихают споры вокруг него, высказываются критические замечания. Но Генплан уже имеет статус городского Закона и, в чем нет ни у кого сомнений, его нужно выполнять.

Зам. председателя Комитета по градостроительству и архитектуре СПб В. Е. ПолищукО возможностях, которые предоставляет этот документ, мы беседуем с заместителем председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга В. Е. Полищуком.

– Виктор Ефимович, Генеральный план – это огромный по объему и значимости документ. На что следует в первую очередь обратить внимание руководителям инвестиционно-строительных компаний?
– Генеральный план сделан на основе нового Градостроительного кодекса. А этот документ подразумевает градостроительное регулирование и развитие в условиях многоукладной экономики, частной собственности на землю. Наш план четко определяет действия субъектов градостроительной деятельности. Компании, имеющие свои технические и экономические планы на будущее, получили ясность, что разрешено строить и где. Ведь каждая фирма действует в рамках какой-то территории, имеет какого-то соседа. Им может быть кто угодно: застройщик, федеральная структура, муниципальный объект… Отношения между ними нуждаются в урегулировании. Генеральный план такую возможность дает. Ведь это план макроуровня, где сбалансированы возможности жилищного и коммерческого строительства, размещения индустриальных зон и зон отдыха…

– Можно сказать, что Генплан – документ, регламентирующий взаимоотношения различных субъектов, в первую очередь бизнеса и государства.
– Он направлен на это. На территории города должны быть размещены жилые дома и электроподстанции, школы и мусороперерабатывающие заводы, музеи и фабрики, гостиницы и кладбища… Так или иначе эти объекты влияют друг на друга. Сочетание их предусмотрено в Генплане.
Согласитесь, до этого Закона те же дольщики могли получить перед окнами своих квартир дымящую трубу завода. Разве это нормально? Теперь такое невозможно.
Посмотрите на план города, железнодорожные ветки у нас – это же реки. В некоторых местах железнодорожные пространства шире, чем Нева, в два раза. Районы у нас, как острова, – промышленные, жилые. Генплан дает возможность развить инфраструктуру этого каркаса, чтобы в каждой точке было надежное водо- и электроснабжение, транспортное сообщение….

То же самое можно сказать и о социальной инфраструктуре. Каждый район должен иметь школу, дошкольные учреждения, поликлинику, места для развлечений и так далее. Чтобы добиться этого, необходима ответственность как города, так и бизнеса. Эта ответственность должна быть сбалансирована. И достигается она с помощью Генплана, где все учтено.

Я понимаю, что каждый со своей точки зрения видит пути решения тех или иных вопросов. Транспортную проблему те, кто пользуется метро, и те, кто ездит в автомобилях, решили бы по-разному. Но мы нашли компромисс по этим и другим вопросам. Этому, кстати, помогли общественные слушания. В состоявшемся диалоге мы получили, если так можно выразиться, заказ. Произошла оптимизация условий и обстоятельств.

Если руководитель инвестиционно-строительной компании посмотрит Генплан, то увидит, как город выглядит сейчас, что и где находится. Он может изучить свободные территории с точки зрения их функционального назначения, то есть где и что будет размещено. А потом решить, где следует применить силы и средства.

– Если все определено, то общественных обсуждений проектов уже не будет?
– Дело в том, что после Генерального плана, в котором определены основные параметры территории, следует проект ее планировки в детальном масштабе. Но не объекта, а он обязательно будет подвергнут обсуждению.

– Виктор Ефимович, давайте уточним, что значит «основные параметры»?
– Расчетные емкости, этажность и плотность застройки, которые подробно будут раскрыты в проекте планировки. Ведь, чтобы город правильно планировал, например, развитие транспортной схемы, надо понимать, сколько в том или ином районе будет проживать граждан. Поэтому емкости на макроуровне, резервирование территорий под больницы, университеты, рекреационные зоны, вокзалы должны быть разумно распределены.

– Доходная ли статья Генеральный план или затратная?
– Генеральный план мы разрабатывали на основе экономической стратегии развития города. Нельзя переоценить значение внешнего транспорта в развитии экономики Санкт-Петербурга. И мы идем по тому же пути, каким идет весь мир. Там зоны аэропортов – места строительного бума, как и территории, прилегающие к портам, кольцевым дорогам. Подобное происходит и у нас.
Конечно, на развитие инфраструктуры идут городские, федеральные средства. Но все это в итоге капитализирует стоимость земли. А она – основное богатство города. И с этой точки зрения Генплан является доходным. Это, можно сказать, отложенная доходная часть бюджета.

– Есть мнение, что Генплан сможет полноценно действовать только тогда, когда будет принят закон о правилах землепользования и застройки, где должны быть четко прописаны правила использования городских территорий и проработаны вопросы межевания территорий в Петербурге. Как выполнять Генплан, если эти вопросы еще не решены?
– Правила застройки детализируют свою часть градостроительного плана. Например, в промышленном районе может находиться поликлиника. В Генплане этого нет, а в правилах застройки будет зафиксировано, что ее строительство там разрешается. В то же время эти правила очень важны и следует ускорить их разработку.
То же самое можно сказать и о межевании территорий.

– Планом социально-экономического развития предусматривается большой рост жилищного строительства. В то же время новые кварталы под застройку не готовятся, инженерная подготовка ведется крайне слабо. Как вы оцениваете эту ситуацию?
– На мой взгляд, подготовка территорий под строительство – это посильная задача. Город сейчас на порядок увеличил средства на инженерную подготовку территорий. Есть и другие пути решения этой проблемы.

– В охранную зону попало много доходных домов. И если их не реконструировать, то центр города превратится в труху. Не следует ли охранную зону сократить? В центре пустыри, не красящие город, как быть с ними?
– Центр города менялся, меняется и будет меняться. Здесь важна степень трансформации построек. Она будет осуществляться с учетом режимов, которые разрабатывает КГИОП и которые примет Законодательное собрание. Реальные достижения архитектуры и градостроительства надо сохранять. После войны люди, город, государство жили хуже, чем сейчас. Однако нашлись и силы, и средства, чтобы восстановить, сохранить вечные ценности.

В то же время центральная часть Петербурга – это миллионный город в многомиллионном городе. Там нужны школы и детские сады, гаражи, парковки и так далее. И эту проблему нужно и можно разрешить. Достаточно вспомнить о выводе предприятий из центра Петербурга, о новых функциях освободившихся зданий.
Нет сомнений, что в исторической части города будут проходить реконструкция и строительство, но тут важно соблюсти принцип «не навреди». Посмотрим, что будет с Новой Голландией, куда привлечены солидные архитектурные силы, серьезные инвесторы. Надеюсь, мы получим качественный продукт, новую достопримечательность.

– Возможна ли серьезная корректировка Генплана?
– Если появятся весомые причины, то возможна. Но опыт, в том числе зарубежных стран, показывает, что дисциплина, а Генплан – дисциплинирующий документ, особенно в условиях частной собственности, во вред не идет. Правила долго формируются, к ним надо привыкнуть. Но с ними становится понятнее, удобнее жить.

Я далек от того, чтобы утверждать, что мы сделали идеальный Закон. Но мы разработали документ, оптимальный для нашего времени. Если мы реализуем то множество программ, которые обозначены в Генплане, в городе сформируется ряд комфортабельных жилых районов, исчезнут неэффективно использовавшиеся территории, появятся европейского уровня бизнес-центры, спортивные комплексы и многое другое. Для инвестиционно-строительного комплекса работы хватит на десятилетия.

Сергей Шумкин

Тел. 710-4632



Реклама на сайте





© Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
при использовании материалов сайта ссылка на http://stroygorhoz.ru обязательна