ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
О бюджете Ленинградской области на 2005 год
Бюджет Ленинградской области 2005 года принят Законодательным собранием
региона в рекордно короткие сроки
Губернатор Валерий Сердюков подчеркнул, что это позволит исполнительной
власти обеспечить финансирование всех статей, в том числе и выплаты
монетизированных льгот, с первых чисел 2005 года. Нынешний бюджет области,
составляющий около 23 миллиардов рублей, на 44,6% своей расходной части
обеспечивает социальные программы в различных сферах.
Подробнее
о бюджете в интервью нашему корреспонденту рассказывает председатель
Законодательного собрания Ленинградской области Кирилл Поляков.
– Кирилл Валентинович, давайте начнем с подведения итогов.
Полностью ли будет выполнен бюджет 2004 года?
– Сейчас у нас не очень хорошая собираемость налогов: на 1 ноября по
доходам консолидированный бюджет был исполнен на 82%, областной – на
83%. За два месяца нужно собрать 20% – это пятая часть бюджета.
Тем не менее недавно мы увеличили доходную часть бюджета, отчасти за
счет средств федерального бюджета. При расходовании дополнительно полученных
средств областной казны будет увеличено финансирование по статье «Промышленность,
энергетика и строительство» почти на 143 784 тыс. руб. Из них 75 000
тыс. руб. пойдут на уточнение объемов субсидий предприятиям-трейдерам.
В результате перераспределения бюджетных средств мы выделим средства
на покупку здания для областного кардиологического диспансера. Сегодня
диспансер занимает помещения на 6 этаже областной детской клинической
больницы. Предложенное к покупке здание – бывшая медсанчасть № 19 –
расположено на Полюстровском проспекте Петербурга и принадлежит Ленинградскому
металлическому заводу. Из 100 млн рублей, а именно в такую сумму оценивают
здание нынешние хозяева, 40 миллионов будут выделены из сметы Законодательного
собрания Ленинградской области.
– Какова структура бюджета на 2005 год?
– Основные поступления в бюджет составят налог на прибыль, налог на
имущество, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные
сборы. Бюджет следующего года, как и бюджет 2004-го, по-прежнему является
социально направленным – более 43% всех расходов идут на социальную
политику, образование, здравоохранение и культуру.
– В чем его отличие от бюджета 2004 года?
– Главное отличие областного бюджета на 2005 год – значительное увеличение
расходов на социалку. Это связано, во-первых, с теми обязательствами,
которые область взяла на себя по увеличению заработной платы работникам
бюджетной сферы. А во-вторых, с принятием части льгот, которые до этого
финансировались из федерального бюджета, на баланс области. В бюджете
будущего года заложено значительное увеличение заработной платы для
работников бюджетной сферы. Это самый важный, самый острый на сегодняшний
день вопрос.
2 720 руб. – минимальная заработная плата,
установленная бюджетом Ленинградской области в 2005 году.
– Какие жилищные программы уже действуют, и есть ли какие-то
результаты?
– Сейчас у нас работают три основных программы. Одна из них – «Жилье для
молодежи на 2002–2011 годы». Эта программа направлена на обеспечение доступным
жильем молодежи и молодых семей.
20 млн руб. выделяется в 2005 году на
реализацию программы «Жилье для молодежи».
Вторая программа – «О поддержке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской
области на 2003–2012 годы». В бюджете предусмотрена сумма более 17 млн
на улучшение жилищных условий работников бюджетной сферы.
Третья программа – «Социальное развитие села до 2010 года». В ходе
ее реализации для улучшения жилищных условий сельских жителей будет
предоставлено безвозмездных субсидий на строительство (приобретение)
жилья в 2005 году на сумму 20 млн рублей.
Объективно говоря, в области невелики объемы жилищного строительства,
доступного для сельских жителей.
По условиям ипотечного кредитования совокупный доход семьи, желающей
заложить свое жилье и приобрести новое, должен быть не менее 20 тысяч
в месяц, что в сельских условиях большая редкость. Субсидии предоставляются
в первую очередь работникам бюджетной сферы и малообеспеченным семьям,
состоящим на учете по улучшению жилищных условий.
В ближайшее время мы собираемся провести слушания на профильных комиссиях
по этому вопросу и найти пути упрощения процедуры получения жилищных
субсидий.
– Одна из проблем, которая сдерживает инвестиционно-строительные
процессы, – слабая инженерная подготовка территорий. На решение этой
задачи средства выделяются?
– Опыт показывает, что частные инвесторы готовы вкладывать средства
в строительство не только производственных объектов, но и в подготовку
территории, и поэтому сегодня нет необходимости тратить на это государственные
средства. Спрос на промплощадки в Ленобласти сегодня достаточно высок.
50–60 новых предприятий за год берут
площадки для строительства и вводят свои предприятия в строй.
Работа девелоперов в Ленинградской области свидетельствует
о том, что для частного инвестора вложения в инженерию являются вполне
доходным и окупаемым бизнесом.
Думаю, именно таким образом будут развиваться промышленные зоны в ближайшем
будущем.
– Давайте перейдем к жилищно-коммунальному хозяйству. Существуют
вопросы, которые надо решать повседневно. На это деньги из бюджета будут
выделены?
– В бюджете на это предусмотрены расходы в сумме более 130 млн руб.,
из них порядка 120 млн руб. мы зарезервировали на оказание помощи муниципальным
образованиям.
– Реформа ЖКХ тоже требует расходов?
– На реформу ЖКХ выделяется более 7 млн руб. Из них почти полтора миллиона
пойдут на разъяснительную работу среди населения: организацию выставок,
семинаров, выпуск газет, журналов и т. д. 2 млн руб. – на проведение
технического обследования, комплексного анализа и аудита объектов и
предприятий ЖКХ Ленинградской области. И более 4 млн руб. – на возмещение
расходов муниципальных образований по установке счетчиков на тепло,
горячую и холодную воду, газ для граждан, получающих субсидии на оплату
жилья и коммунальных услуг.
В направлении реформы ЖКХ уже делаются первые шаги. Принято решение
о введении с 2005 года 100-процентной оплаты жилья, что позволит требовать
соответствующий уровень услуг.
Мы серьезно готовимся к реформе ЖКХ, и в декабре все вопросы, связанные
с предстоящими изменениями, будут обсуждаться на профильной комиссии.
– Новые законы, способствующие притоку инвестиций в регион,
ЗакС принял в 2004 году?
– Ничего принципиально нового в сфере инвестиционного законодательства
пока нет смысла принимать. Мы продолжаем реализовывать все, что запланировали,
обеспечиваем стабильность налогового поля и не меняем правил игры.
Несмотря на изменения, происходящие на федеральном уровне, у нас в регионе
по-прежнему выполняются все обязательства перед инвесторами.
В частности, в бюджете на 2005 год учтены субсидии по налогу на прибыль
предприятиям-инвесторам в соответствии с законом об инвестиционной деятельности.
Основные параметры бюджета Ленинградской области на 2005 год:
· 15 925 039 тыс. руб. – доходная часть
· 17 203 523 тыс. руб.– расходная часть
· 1 278 484 тыс. руб. – дефицит
Бюджетные расходы в 2005 году (в тыс. руб.):
· 1 048 868 – Государственное и местное самоуправление
· 51 287 – судебная власть
· 631 641– правоохранительная деятельность и обеспечение
безопасности государства
· 60 800 – фундаментальные исследования и содействие
научно-техническому прогрессу
· 789 129 – промышленность, энергетика и строительство
· 386 424 – сельское хозяйство и рыболовство
· 81 647 – охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология,
картография и геодезия
· 156 100 – транспорт, связь и информатика
· 46 670 – развитие рыночной инфраструктуры
· 130 730 – жилищно-коммунальное хозяйство
· 285 820 – предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
и стихийных бедствий
· 3 149 553 – образование
· 237 223 – культура, искусство и кинематография
· 55 769 – средства массовой информации
· 2 403 876 – здравоохранение и физическая культура
· 1 628 176 – социальная политика
· 335 140 – обслуживание государственного и муниципального долга
· 4 527 735 – финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы
· 315 935 – прочие расходы
Сергей Шумкин
Тел. 274-5775